Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Лагонаки: трудный путь к себе

Для тех, кто едет в Лагонаки, красота высокогорья важнее комфорта. Ледники, не тающие даже летом, изломанные хребты над обрывами, настоящие альпийские луга, больше 2000 пещер… И почти полное отсутствие нормальной инфраструктуры.

Мы идем по склону горы. То вверх, то вниз, но направление без компаса не поймешь: вокруг настоящие джунгли. Кроссовки цепляются за корни, колючки царапают лодыжки, кустарники хлещут по рукам, острые ветки целятся прямо в глаза. Когда наш проводник устремляется вниз, резко меняя курс, камни на склоне почти не реагируют. Зато любое наше движение порождает маленькие оползни. Но, скользя по булыжникам и уворачиваясь от растительности, мы спешим за проводником, потому что откровенно боимся потерять его из виду — без провожатого мы отсюда никогда не выберемся. Представления о том, где мы находимся, очень условны: где-то в Лагонаки, в горах Западного Кавказа.

Дикие места

- Не понимаю, почему нельзя сделать тропу удобной для ходьбы?! — возмущается один из участников нашей группы, 60-летний Виктор. — Вообще дороги не разберешь, идти неудобно, всё колет, режет, ну что это такое!..

Мы начинаем спорить: многих сюда привлекает именно полное отсутствие цивилизации, близость к настоящей, дикой природе. И вообще — то, чем мы сейчас занимаемся, это отдельный вид туризма, называется «треккинг». По-русски — пешее преодоление маршрута по пересеченной местности.

- Ну, я понимаю, треккинг, — упорствует Виктор. — Но срубить все корни и кустарники, обозначив тропинку — дело одного дня! Не деревья, но вот все это мерзкое, что лезет в глаза, можно же убрать для туристов!

В Лагонаки для туристов действительно «ничего не убрано». Огромная территория между хребтом Каменное море и горой Мессо — 650 км² на высоте 2000 м — много лет привлекает поклонников активного туризма со всей России, оставаясь практически необжитой.

Бóльшая часть Лагонакского нагорья лежит на территории Адыгеи, малая часть — в Краснодарском крае, но важнее статус охранной зоны: Лагонаки, почти целиком, входит в состав Кавказского биосферного заповедника. С одной стороны, именно этим можно объяснить «дикость» местных пейзажей. Сюда не проведены коммуникации, нет электросетей, а единственная дорога, ведущая на Лагонаки из станицы Даховская, что под поселком Каменномостский (он же Хаджох), совершенно разбита.

С другой стороны, во всем мире давно научились создавать грамотную туристическую инфраструктуру даже на природоохранных территориях. А здесь возникает ощущение, будто кто-то собирался устроить на Лагонаки современный курорт, но на полпути передумал. Туристическая жизнь теплится вдоль единственной разбитой дороги: есть турбазы — с удобствами на улице, есть комнаты с кроватями — для которых нужно привозить свое постельное белье, есть дома отдыха — но нет ни кафе, ни магазинов, все продукты нужно везти с собой из Майкопа, столицы Адыгеи. С тоской вспоминаются европейские кемпинги с зарядками для ноутбуков и точками Wi-Fi: здесь, в Лагонаки, и мобильная-то связь не всегда есть.

Но люди все равно едут: те, для которых красота Лагонаки превыше комфорта. Ледники, не тающие даже летом, изломанные хребты над обрывами, настоящие альпийские луга, больше 2000 пещер… Мы привыкли, что Краснодарский край — «это море». И к морю ведет знаменитый с советских времен пешеходный маршрут №30. Но его народное название, «Через горы к морю», подсказывает: горная часть заслуживает особого внимания.

Дорогами троллей

- Троллей хотите посмотреть?
- Кого?!
- Не кого, а что. Троллей в Гуамке…

Этот слегка безумный диалог привел нас к месту не менее безумного «аттракциона».

- Смотрите внимательно: встаете на камень, прикрепляете карабин на трос вот так, а потом просто повисаете на нем и — вперед, — с этими словами наш проводник Иван Аристов, похожий на Санта Клауса, сказочно усвистел вниз по длиннющему тросу-троллею между двумя горами. Просто вдруг затерялся вдали, на другой стороне каньона, где огромные сосны кажутся тонкими спичками.

Еще накануне мы поняли, что легких путей в нашем путешествии не будет. Но троллей длиной 250 метров над каньоном реки Матузка, на двухсотметровой высоте, навис над нами как приговор. Ноги подогнулись, ладони покрылись липким холодным потом. Проводники искали первых смельчаков, подбадривая историей о том, что в министерстве туризма Краснодарского края есть обычай: каждый новенький должен обязательно «увидеть троллей» и прокатиться, независимо от возраста. Мол, троллей в Гуамском ущелье — наглядный пример того, что именно чиновники должны развивать, продвигать и продавать. Один раз прокатишься — сразу поверишь в туристический потенциал края.

Краснодарский край. Гуамское ущелье. Корреспондент Соня Ляшкевич преодолевает каньон реки Матузки<br>Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Краснодарский край. Гуамское ущелье. Корреспондент Соня Ляшкевич преодолевает каньон реки Матузки
Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

- Мы пытаемся максимально использовать условия, которые предоставляет природа, — объясняет такую концепцию Иван Аристов. Помимо сходства с Санта Клаусом, Иван известен как руководитель местной компании, предлагающей приключенческие туры, а также экс-президент Краснодарской краевой федерации альпинизма. — Здесь есть скалы, вода, пещеры, каньоны, трассы для джипов и квадроциклов…

Речь идет лишь о крохотной северной части Лагонаки — Гуамском ущелье, что между хребтами Гуама и Лагонакским. Трехкилометровое ущелье в 400-метровых скалах образовала река Курджипс миллионы лет назад. Сегодня это местный центр скалолазания, каньонинга и прочих экстремальных радостей. Все экскурсии, кроме трехкилометровой прогулки, требуют хотя бы минимальной физической подготовки: придется либо лезть по скалам, либо идти по каменистому руслу реки, либо спускаться по веревке на отвесной скале — дюльферять. Троллей — тоже часть маршрута, придуманного командой Аристова. Приключение называется «Виа Феррата» и, по местным меркам, пользуется феерическим успехом — в год его проходят около 400 человек.

Виа феррата («via ferrata», итал. — «дорога из железа») — уже устоявшийся альпинистский термин. Это скальный маршрут, оборудованный металлическими конструкциями, облегчающими прохождение. Первый такой маршрут был построен не в Италии, а в Австрии в 1843 году, в горном массиве Дахштайн. Сегодня виа феррата очень популярны, особенно во Франции и Швейцарии — в Альпах их уже больше тысячи.

«Железная дорога» в Гуамке пока вторая на всю Россию (первая — в Сочи). В скалу вбиты металлические скобы, формирующие лестницу. Рядом — страховочный трос. Турист «просто» поднимается по лестнице на скалу — если отбросить тот факт, что высота этой лестницы 150 м и зачастую она идет вверх под отрицательным углом. Потом — поездка на троллее, и еще 40 метров игры в скалолаза.

- Тянуть троллей было не очень легко, — будничным голосом рассказывает инструктор Геннадий Долгов. — Сперва залезли по скале с катушкой троса, потом, закрепив его одним концом, тащили другой вниз через ущелье, следя, чтобы с ним ничего не случилось. А потом снова лезли с ним уже по другой стене, тянули его за собой и укрепляли с помощью лебедок.

Как инструкторы ни уверяют, что маршрут безопасен, человеческий мозг при виде бездны кричит об обратном. Многие просто замирают, не в силах двигаться дальше. Такое состояние называется «блокировкой» — чаще всего это панический страх, вызванный недоверием к прочности конструкции или склонностью к головокружениям. Очень опасно, если он настигает человека в середине маршрута, когда быстро сойти уже физически невозможно. В эти минуты помощь опытного инструктора особенно важна: он сможет успокоить, мотивировать и вселить уверенность.

- Здесь категорически нельзя ходить без проводников, но в округе много псевдогидов, которые и в горах-то были пару раз, — раздраженно говорит Аристов. — А у нас инструкторами работают члены краевой сборной по альпинизму, покорившие многие вершины. Последней была К2, самая сложная в мире. Наш опыт помогает найти выход из любых ситуаций. Например, как-то мы застряли в местной пещере Ар-Эд с группой новичков. Пришлось там заночевать, а потом мы подняли 18 человек вверх по 60-метровой вертикальной скале...

Достичь просветления

Несмотря на известность Всесоюзного маршрута № 30 и эксклюзивность виа феррата в Гуамке, на туристах в Лагонаки пока много не заработаешь. К тому же никто не приезжает сюда надолго — два дня экстрима измотают нетренированный организм, а на третий отдохнуть будет решительно негде. Но местных гидов это словно не волнует, они-то готовы бесконечно водить гостей по Лагонаки, как по сказочной стране.

- Если бы у нас с вами было больше времени, мы бы пошли в поход к приюту Фишт, — мечтательно говорит Ахмед, проводник из Большой Азишской пещеры. Внешность сурового горца не вяжется с почти детским восторгом опытного проводника: — Ах, Фишт! Если бы я мог показать вам это место, если бы я мог хотя бы рассказать…. Фотографии нисколько не передают его энергетики!

Ему вторят и другие проводники:

- Мне в Гуамке никогда не бывает скучно, — улыбается инструктор Геннадий Долгов, он же — главный тренер сборной Адыгеи по скалолазанию. — Мы были во многих местах, ходили в другие горы, но именно здесь нам хорошо и спокойно.

Долгов был в группе альпинистов, покорявших вершину К2 летом 2007 года. К2 — европейское название вершины Чогори на границе Кашмира и Китая, второй по высоте в мире после Эвереста (8614 м). Несмотря на свое второе место, она считается наиболее сложной для восхождения. Группа Аристова и Долгова стала третьей российской экспедицией, сумевшей ее покорить.

- Альпинизм — где-то скалолазанье, где-то ходьба, борешься с высотой, холодом, нехваткой кислорода, — Долгов, как и все, кого мы здесь встретили, говорит спокойно и мягко, как дзен-буддист. — Восхождение — командная работа. Из всей нашей команды на саму вершину залез только Коля Кадошников с четверкой ребят, а мы сидели на 8 тысячах и подстраховывали: готовили лагерь в снегу, носили кислородные баллоны. Мы должны были сперва спустить их, а потом пойти сами. Но начался ураган, мы едва успели их принять и обогреть. Так что Иван Ефимович скомандовал: «Всем вниз». Обидно, что не я… но без нас и они бы не смогли.

Чтобы совершать такие подвиги, нужно тренироваться не один год. К туристам, конечно, подобных требований не предъявляют. Зато в силах инструкторов подарить смельчакам не только красоту природы, но и ощущение совсем другой жизни — суровой, трудной, от которой мы уже отвыкли в наших городах. Не каждому такая жизнь придется по вкусу. И все же, когда до пещеры или водопада приходится добираться по огромным камням, лезть по веревке и брести в воде по пояс, природные красоты предстают совсем в ином свете. Как и ты сам.

- Зачем я это делаю? Всегда хочется преодолевать себя, — улыбается Долгов. — Сможешь ли ты? — сможешь! Значит, ты не просто так существуешь...

Возможно, в 2017 году в Лагонаки откроется настоящий горноклиматический курорт со всеми удобствами — такой проект существует, хотя проблемы начали множиться еще на стадии планирования. Но в ближайшие годы Лагонаки останется диким прекрасным краем, где легких путей не будет — ни в походе, ни в испытании себя на прочность.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100