Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Полноприводная Русь

Офф-роуд по тверской глубинке, особенности сербского характера, встреча с деревом и достопримечательности, о которых «все знают», но мало кто видел.

- Так, мы приехали, — хрипло сказала рация. Сообщение пришло из «Чеглика» — внедорожника, который вроде ехал за нами. Раз такое дело, наша «Умка» и возглавляющий колонну «Потапыч» остановились, экипажи дружно вывалились на дорогу и потопали смотреть, куда, собственно, «приехали». Ибо по одну сторону лес, по другую тоже лес, а посередине какая-то просека, на которой две машины нормально не разъедутся.

«Чеглик» приехал в дерево. Экипаж разогнался на заснеженной лесной дорожке, попрыгал на кочках, покрутился — наличие пухлых сугробов дает ощущение полной безопасности — и «приехал» в высокое, крепкое дерево. На лицах водителей, однако, незамутненное счастье — достали мобильники, фотографируются на фоне подбитой деревом машины.

Дальше стало еще веселей: наш экипаж «Умки» и экипаж подбитого «Чеглика», оказавшись временно не у дел, устроили сражение на снежках с нырянием в вышеупомянутые сугробы, а тем временем экипаж «Потапыча» вытянул пострадавший внедорожник обратно на дорогу, проверил его исправность и спокойно объявил, что всей компании можно двигаться дальше, навстречу затерянным в глуши памятникам архитектуры, древним дорогам и обеду. Так морозным субботним утром мы узнали, как выглядит отпущение грехов в мире офф-роуда.

«Чеглик» приехал в дерево. Фото: Антон Агарков / Strana.ru. Strana.Ru
«Чеглик» приехал в дерево. Фото: Антон Агарков / Strana.ru

Культурное бездорожье

Лихому заезду по тверскому бездорожью с попутным осмотром небанальных достопримечательностей предшествовало светское знакомство на церемонии вручения премии телеканала «Моя планета». Мы — сайт Strana.ru — и компания «Территория Русь» вышли в финал премии, как «лучший интернет-ресурс о путешествиях» и «лучший сервис по продаже готовых туров» соответственно. Оказавшись за одним столиком на далеком от сцены втором этаже, мы быстро сообразили, что высшей награды нам всем не видать, посему расслабились и решили провести время за поглощением блюд и приятной беседой. Во время беседы быстро выяснилось, что мы являемся стопроцентными единомышленниками. Цель у наших проектов одна — открыть Россию, плохо известную ее собственным жителям, сделать это нестандартно, без ура-патриотизма, без псевдоистории, без ряженых, без попсы и «лубка».

Редакция выбирает нестандартные направления, готовит нестандартные авторские тексты и фотографии, а «Территория Русь» дает людям внедорожники и проводит их по нестандартным авторским маршрутам. В итоге и там, и там получается, извините, уникальный продукт — при нашей обоюдной нелюбви к затасканному эпитету «уникальный».

- Наши поездки — не просто покатушки на внедорожниках. Заездами с прохождением препятствий занимаются многие. Мы же совмещаем активный отдых, необычную познавательную часть и погружение в атмосферу — историческую, природную. Мы хотим показать людям Россию по-новому, без штампов и шаблонов. Так, чтобы человек любознательный, имеющий возможность поехать куда угодно, тем не менее выкроил в своем графике пару дней или неделю и поехал не в Европу, а в тверскую, владимирскую, ярославскую глубинку, увидел такие места, куда туристические автобусы никогда не доберутся, — без надрыва (и без акцента) говорит сооснователь и совладелец «Территории Русь», человек с совершенно не русским именем Марко Зечевич. Марко — серб, но уже два десятка лет живет в Москве, и «Русь» для него стала такой же родиной, как и для наших сограждан. С той разницей, что серб Марко знает Россию лучше большинства наших сограждан.

К концу премиального вечера было решено: корреспонденты Strana.ru присоединятся к одной из поездок «Территории Русь» как обычные туристы, дабы проверить на себе, как именно работает внедорожный способ познания страны. Этот прекрасный план имел лишь один изъян: за руль внедорожника должна сесть я, корреспондент Вика Головкина, в обычной жизни — крайне робкий водитель легковушки.

Мой друг Jimny

Полис страхования жизни и здоровья на 30000 евро, который всегда выдают участникам поездки перед стартом, грел душу. Как и слова Марко, что все машины тоже застрахованы, а что если моя паника достигнет критической отметки, всегда есть замена в лице одного из гидов. Гидов с нами было трое, включая самого Марко. Мы стартовали из Москвы ранним субботним утром в составе одного Land Rover Defender с гидами (позывной «Потапыч») и двух экипажей на красных Suzuki Jimny (позывные «Умка» и «Чеглик»).

- Не драматизируй, — продолжал успокаивать меня Марко по рации, которая обеспечивает связь между всеми экипажами.

Сам Марко производит впечатление человека с резиновым терпением и стальными нервами. Наблюдения показали, что его невозможно вывести из равновесия ни столкновением с деревом, ни многочасовым вызволением машины из снежного, грязевого или водного плена, ни вопросом «А что такое полный привод?». Марко будет стоически наставлять водителя до тех пор, пока тот не преодолеет даже самое сложное препятствие.

- Мы специально подбирали машины так, чтобы новичкам было комфортно. Jimny легкий, коробка-автомат, при этом обладает повышенной проходимостью. На нем можно и погонять по бездорожью в свое удовольствие — мы его «прокачали» дополнительно, и в сложных ситуациях он хорошо справляется. У нас часто туристы с детьми ездят, не боятся, это главный показатель безопасности.

Марко Зечевич. Фото: Антон Агарков / Strana.ru. Strana.Ru
Марко Зечевич. Фото: Антон Агарков / Strana.ru

Марко сотоварищи разработали три маршрута «выходного дня» — сложность все-таки имеет значение. Наш «В гости к новоторам», с ночевкой в Торжке, считается легким. «Нестареющая «Старица» — уже сложнее. «Переславльское кольцо» — самый трудный. Но абсолютно все маршруты проходимы, если водитель готов четко следовать указаниям гидов. Марко считает, что ставить перед людьми непосильные задачи просто бессмысленно.

- Мы не работаем в формате гонок и экспедиций, где главное — пройти маршрут в указанное время. Мы хотим обеспечить людям удовольствие: от вождения автомобиля по бездорожью, от качественной и нетривиальной экскурсии — не только во время остановок у достопримечательностей, но и по ходу движения, по рации. То, что мы путешествуем по дебрям, вовсе не отменяет комфорта вне дороги — мы выбираем приятные рестораны и гостиницы. Продолжительность туров тоже человеческая — есть варианты на выходные, что удобно всем, и есть недельный тур, если люди решили провести с нами отпуск. Мы компания молодая, так что недельный маршрут у нас пока один, на Селигер.

И все-таки на выезде из Москвы я «драматизировала».

Как по тракту

Первое, что зацепило и отвлекло от страхов новичка — незаметно пролетающие переезды между точками А и Б. Всем хоть раз в жизни приходилось изнывать от скуки в экскурсионном автобусе или в машине во время перегонов по трассе. А тут наоборот — дорогу ждешь не меньше, чем остановку. Потому что дорога другая: вместо асфальта и толп спешащих машин на трассе — чистый снег, обнимающий тебя лес или нескончаемое поле, огромное небо в лобовом стекле, машина впереди, машина сзади, и больше ни души. Сегодня эти старинные тракты соединяют лишь полумертвые селения, но едешь по ним — и чувствуешь, как пространство и история становятся соразмерны человеку, конкретно тебе. А у больших трасс, искусственно прорубленных напрямик, нет ни души, ни истории. По ним не ездили купцы с ценным товаром, не мчались в каретах дворяне, даже крестьянин не плелся к приятелю за водочкой.

Это погружение в контекст происходит без надрывной лирики — мы с фотографом жуем бутерброды, пытаемся шутить по рации, обсуждаем обычные дорожные глупости, и все же чувствуем, проезжая по старинному мосту через безымянную речку, что здесь мы ближе к истории, чем в каком-нибудь правильном музее.

- Наше любимое занятие — разведка новых маршрутов, одна из самых приятных сторон нашего дела. Чтобы проложить осмысленный маршрут на 700 километров, с интересными местами, нужной продолжительностью бездорожья, хорошей точкой для ночевки, мы проезжаем по 3-4 тысячи километров. Копаемся в архивах, изучаем старые карты, сами на ощупь пробираемся к историческим дорогам. Если вы видите какую-то дорожку на карте, это еще не значит, что она там действительно есть. Из года в год карты перерисовывают, почти их не актуализируя. Вот нам и приходится упираться в тупики, расспрашивать местных, какие дороги еще можно осилить, а какие совсем пропали. Ночуем в машине в лесу, можем так из жизни на неделю выпасть, — мечтательно говорит Марко, как истинный романтик-первооткрыватель.

Прелести бездорожья мы уже оценили, пока добирались до обещанных «небанальных достопримечательностей».

Стоп-кадры

Кто-нибудь наверняка снисходительно заметит, что таинственные архитектурные сокровища, обещанные Марко на маршруте, «все знают». Но вряд ли многие убили свои легковушки, пробираясь в село Микулино Лотошинского района, чтобы увидеть своими глазами церковь Михаила Архангела XV века. Построенную, кстати, по образу и подобию Архангельского собора московского Кремля. Если что, у нас есть свидетели, которые подтвердят: в селе, которое два столетия было центром удельного княжества (здесь даже чеканили собственную монету), экскурсионных автобусов сроду не видали.

Реплика «все это знают» может относиться и к творениям небезызвестного архитектора Николая Львова, «русского Леонардо», любимца Екатерины Великой, создателя Невских ворот Петропавловской крепости, Приоратского дворца в Гатчине, Кулича и Пасхи в Петербурге, собора Борисоглебского монастыря в Торжке и множества дворянских усадеб. Львов, уроженец Тверской губернии, особо отметился на этих землях — теперь его наследие разбросано по глухим тверским деревням, которые когда-то принадлежали самому Львову, его многочисленным родственникам и друзьям.

Музей-усадьба Василево. Валунный мост по проекту Н.А.Львова<br>Фото: Антон Агарков / Strana.ru. Strana.Ru
Музей-усадьба Василево. Валунный мост по проекту Н.А.Львова
Фото: Антон Агарков / Strana.ru

- Мы проложили маршрут «В гости к новоторам» таким образом, чтобы за два дня показать семь из одиннадцати творений Львова в Тверской области. От более или менее известной усадьбы Знаменское-Раёк до Казанской церкви и падающей колокольни в селе Арпачево. Я в этих местах бывал уже десятки раз, но каждый раз, когда вижу валунный арочный мост в усадьбе Василёво, думаю — это же просто фантастика! — говоря это, Марко на секунду превращается в пылкого итальянца.

Просветительский энтузиазм Марко и его компаньонов идет на пользу не только туристам, но и жителям этих самых глухих деревень. Местные, завидев кортеж из ярких внедорожников во главе с «Потапычем», выползают из домов, приводят детей. Мужики, почесывая за ухом, смеются над полоумными москвичами, которые приехали месить грязь на полях и разглядывать «старье». Тем не менее, именно от этих «полоумных» жители села Никольское — родового имения самого Львова — узнали, что выложенные валунами дырки в холме рядом с сельскими домами, — это, оказывается, уникальные львовские кузницы.

Да я за такие деньги...

Пока картина вырисовывается идиллическая: европейский сервис, русское бездорожье, помогающее проникнуть в особенности национального характера, малоизвестные памятники архитектуры и даже роскошный ужин из трех блюд, устроенный под звездным небом в чаще леса. Единственное, что может отпугнуть от участия в таком приключении — пресловутая цена вопроса.

На форумах поклонников внедорожья «Территорию Русь» частенько критикуют за высокую стоимость туров. Если конкретно — 22500 рублей на человека за тур выходного дня любого уровня сложности. Нашему человеку только дай порассуждать, и он примется перечислять, куда и на сколько дней можно съездить «за такие деньги». Причем неважно, обсуждается ли вариант участия на предоставленном автомобиле или на собственном, что в два раза дешевле.

- Приходится каждый раз объяснять, почему двухдневный тур стоит этих денег. Смотрите сами: сопровождение двумя гидами, трехразовое питание, проживание, проезд по авторскому маршруту, экскурсии, полная техническая поддержка, топливо, страховка вплоть до эвакуации человека на вертолете и еще куча других мелочей вроде сухого пайка в машине или теплой экипировки. А расход топлива у одной нашей машинки, на которой едут два человека, плюс автомобиля с гидами примерно такой же, как у автобуса, перевозящего и гидов, и сорок туристов. Машины мы не арендуем, они наши, так что нужно учитывать и повышенный износ техники. Условия эксплуатации у нас не самые легкие, — терпеливо перечисляет Марко, поглядывая на помятый капот Jimny после встречи с деревом.

Как ни странно, претензии к стоимости туров предъявляют вовсе не те, у кого нет внедорожника — владельцы легковушек как раз понимают, что им дают возможность с комфортом поучаствовать в приключении, проехать по таким местам, где легковушки не выживают. Нет, главные критики «Территории Русь» — владельцы этих самых внедорожников, привыкшие скидываться по паре тысяч рублей и устраивать «покатушки с шашлыками». Что ж, имеют право — у каждого свои представления о прекрасном.

Как робкий водитель легковушки, впервые в жизни севший за руль внедорожника, могу лишь порассуждать в том духе, что лично мне совсем не хочется нырять в холодную воду, чтобы вызволить утонувшую во время прохождения брода машину. Или на морозе надевать на колеса цепи, «подсдувать» их, чтобы увеличить плоскость соприкосновения со снегом, потом «подкачивать» их же перед выходом на твердую дорогу. Все это делают организаторы, а участники тура могут добровольно присоединиться. Или поиграть в снежки, чтобы не путаться под ногами.

Я представитель большинства, обычный автомобилист, которого Марко и его компаньоны учат азам экстремального вождения, которому рассказывают небанальные истории и дают почувствовать себя немножко крутым — от полученного адреналина и новых культурных впечатлений. Игра в снежки оказалась более травмоопасной, чем двухдневный трип по тверской глуши. Под конец, когда гиды прокладывали дорогу по целине и готовили к ней наши машины, я получила от заигравшихся «Чегликов» снежком в глаз. Посмеялись, а позже выяснилось, что я не могу толком разглядеть вечернюю дорогу до Москвы, не то что вести машину. Марко все с тем же олимпийским спокойствием перевел меня на пассажирское сидение и сам сел за руль «Умки».

Возвращаясь в Москву в статусе пассажира, я с грустью осознала, что отныне мне будет скучно водить легковушку по безликим трассам. По кочкам и ухабам придется снова ползти, а не подпрыгивать с радостными воплями. Главным препятствием на дороге опять будут пробки и бестолковые водители, а не брод или целина. И эти современные препятствия, в отличие от природных, мне никогда не преодолеть. И когда я смогу удержать руль на крутом повороте, не улетев в канаву или дерево, я не услышу по рации спокойный голос Марко и сдержанную похвалу «Вика, молодец».

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100