Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Ручной труд

Ростовская финифть, то есть художественная роспись по эмали, - явление уникальное. Аналогичных производств в мире почти не сохранилось.

Если финифть — значит, ростовская. А разве есть другая? Была когда-то. Искусство украшения металла горячей эмалью столь древнее, что и корней не найти — самые ранние из подобных изделий были найдены в Микенах, то есть они древнее Древней Греции… Индия, Иран, Древний Египет, Китай, Рим, Византия — «горячие эмали» знатно попутешествовали во времени и пространстве. Но сегодня именно Россия — единственная страна, в языке которой сохранилось слово «финифть», древнее, как само искусство. Это слово греческого происхождения переводят по-разному, то как «блестящий камень», то как производное от глагола «смешивать»: результат действительно зависит от правильной смеси и состава эмали.

Русские мастера освоили технику финифти только в Х веке, переняв ее у византийских ювелиров. Тысячу лет назад Ростов уже существовал — 25 августа 2012 года древний город отмечает 1150-летие с даты первого упоминания в летописях. Словосочетание «ростовская финифть» так прочно укоренилось в языке, что возникает ощущение, будто именно в Ростове все и началось. Но задолго до Ростова искусство украшения металла эмалевыми изображениями процветало в столичном Киеве, а потом Руси было совсем не до финифти.

«Вторая волна» русского финифтевого промысла больше связана с Францией, чем с Византией. В 1632 году французский ювелир Жан Тутен изобрел прозрачные огнеупорные краски для горячей росписи по эмали. А Петр I привез драгоценные образчики французских расписных эмалей в Россию.

В XVIII веке центры финифтевого промысла начали плодиться на русском Севере, по которому шли водные торговые пути европейцев — Сольвычегодск, Великий Устюг, Вологда, Усолье… Признанные мастера-финифтянщики работали в Великом Новгороде, Пскове, Ярославле, Костроме, Угличе. Почти утраченное искусство вологодской (усольской) финифти последние полвека пытаются возродить тамошние художники-энтузиасты. И только в Ростове, присоединившемся к «эмалевому братству» в том же XVIII веке, ни разу не пресекались традиции, только здесь по сей день работает и выживает фабрика финифти. Если финифть — значит, ростовская, известная также как художественная эмаль.

Цветочки

Снаружи Ростовская фабрика финифти никак не выглядит наследницей многовековых традиций, героически хранящей тайны старых мастеров. Унылое кирпичное здание на унылом Борисоглебском шоссе. Интерьер большого фабричного цеха напоминает советское НИИ: ряды старых деревянных столов, шаткие стулья, комнатные растения, полное отсутствие компьютерной техники. Только на столах вместо папок с бумагами — стаканы с кисточками, пробирки с разноцветными порошками, палитры.

Само слово «финифть» уже не вызывает в памяти столь же четкой картинки, как, например, хохлома. Разглядывание художниц за работой ясности не внесло: одна прорисовывает елочки, другая копирует с фотографии Спасскую башню московского Кремля, третья вообще пишет самолет. И только одна барышня расписывает яркими цветочками микроскопическую белую пластинку. Ассоциативный ряд немедленно восстанавливается: сережки, подвески и старомодные кольца из узорного серого металла с эмалированными вставками, покрытыми миниатюрными букетами. Вот она, ростовская финифть — вернее, ее образ в массовом сознании.

- Да, нас только и знают по этим цветочкам. А мы уже не представляем, куда от них деваться, — рассказывает Наталья Конова, наш проводник по миру ростовской финифти, в быту — экскурсовод в музее при фабрике. Все думают, что финифть — это провинциальные ювелирные украшения с цветочками и узорчиками. А на самом деле финифть — признанный вид прикладного искусства, причем элитарный! — говорит Наталья. И принимается объяснять, как в России искусство с благородными византийско-французскими корнями превратилось в лубочный промысел.

Маркетинг на религии

Художественная роспись по эмали родилась благодаря изобретению французом Тутеном огнеупорных «стеклянных» красок. Процесс создания эмалевой миниатюры, конечно, довольно трудоемкий, но качество «изделия» зависит от знаний и опыта мастера, а это дело наживное. Главное — что производство стало вполне доступным и начало распространяться по Европе.

К эмалевым краскам такая эмаль не имеет никакого отношения. По сути, она представляет собой порошок из минералов и окислов металлов, сходный по составу со стеклом. Сначала эмаль наносится в несколько слоев на лицевую и в один слой на обратную стороны медной пластинки. После обжига при температуре до 800 градусов эмаль прочно сплавляется с металлом, образуя ровное блестящее стекловидное покрытие — это основа для рисунка. Пластинку расписывают огнеупорными красками, цвет им придают окислы разных металлов. Олово — белый, медь — зеленый, кобальт — синий, золото — все оттенки красного… Сначала наносятся тугоплавкие краски, затем — легкоплавкие. При создании сложной многоцветной композиции пластинка обжигается от 4 до 7 раз, поэтому такую технику еще называют «горячей эмалью».

После обжига краски спаиваются между собой и с металлической пластиной-основой, образуя единую стекловидную поверхность с «впаянным» изображением. Стекло, как известно, способно вечно сохранять цвет и яркость, оно боится только грубых механических повреждений. Образчики французских эмалей, привезенные в Россию Петром I, вызвали настоящий ажиотаж: в столицах сразу появились мастерские по созданию «вечных» эмалевых портретов знатных особ. Подобная мастерская открылась и в Ростове, при Митрополичьем дворе (сегодня его привычно называют Ростовским кремлем).

- Поскольку мастерская работала при дворе митрополита, то у нас писали только религию. Украшали финифтью церковную утварь, кресты. В Ростов приезжали многочисленные паломники, а что они могли на память купить? Традиционные иконы — дорогие, их еще нужно довезти до дома в сохранности. А мастера по финифти стали предлагать образочки на пластинках. Маленькие, красивые, а яркие краски не блекнут не то что годами — веками! Финифтевые образки пользовались бешеным спросом. Ростовские мастера начали делать их и для других крупных мест паломничества, вплоть до Афона. Так ростовская финифть распространилась по всей России и даже за ее пределы, — раскрывает Наталья секрет маркетингового успеха ростовских финифтянщиков.

Но в середине XIX века доходный рынок религиозной финифти обрушился: иконы стали печатать на бумаге или чеканить промышленным способом на металле. Такие иконы стоили на порядок дешевле, чем финифтяные ручной работы.

- Мастера перешли на «мелочь» — так они называли ювелирку и примитивные образки. «Мелочь», естественно, делали на скорую руку, продавали дешево, сам промысел обесценился, к финифтянщикам — некогда элите среди ювелиров — начали относиться чуть ли не с презрением. Художники поняли: это путь в никуда. И создали в 1912 году в Ростове собственную школу, чтобы сохранить финифть как вид искусства, — продолжает Наталья.

Революция нанесла искусству финифти еще один удар, идеологический. О религиозных сюжетах, основных для ростовской финифти, нужно было забыть. Финифтянщики, стараясь сохранить мастерство и технологию, принялись писать портреты вождей, делать недорогую ювелирку. Художников объединили в артель, которая просуществовала до войны. В послевоенный период, на волне возрождения народных промыслов, финансирования дождались и ростовские финифтянщики. На базе их артели в 1959 году была создана Фабрика финифти. Сегодня это единственная специализированная фабрика финифти в России и, говорят, в мире.

- В советское время даже искусство было подчинено плановой экономике. Поступало указание: заполнить рынок ювелирными украшениями. Фабрика заполняла. Поэтому сегодня нас и знают по простеньким украшениям с цветочками, их миллионами делали по разнарядкам. И все равно они были в дефиците, очень модными считались, особенно в 1960-е и 1970-е, — улыбается Наталья, демонстрируя в витрине фабричного музея незамысловатые узоры времен оттепели и застоя. — Но финифть оставалась эксклюзивом, даже если брошек с похожим рисунком тысяча. Ведь каждая расписана вручную. Так было и двести лет назад, и в советское время, и сейчас. Конечно, весь процесс можно механизировать. Но мы принципиально сохраняем старинную технологию, хоть с экономической точки зрения это невыгодно. Пишем не только цветочки. Финифть — это живопись, а фантазия художника не ограничена.

Заказано выжить

По словам Натальи, у мастеров фабрики нет специализации. Отдельно работают только те, кто пишет иконы. Спрашиваем у художницы, склонившейся над миниатюрным пейзажем:

- Простите, вам больше нравится именно пейзажи писать?
- Что дороже, то и больше нравится, — усмехается девушка. — Нам, в зависимости от сложности и стоимости заказа, идет надбавка к зарплате. Часть изделий мы делаем для продажи в магазине, часть — на заказ для организаций и частных клиентов. Бывают большие заказы, которые мы по полгода делаем. Работы много, но и надбавка существенная.

Та же история в зале ювелиров. Ювелиры и финифтянщики делают совместные работы — в изделия из меди и серебра, выполненные ювелирами в технике филиграни, вставляют пластинки с финифтью. Большой заказ — большая надбавка к не очень большой зарплате и у тех, и у других.

- Заказы разные бывают. Мы делаем иконы и утварь для церкви. Корону для конкурса «Мисс Россия» делали — ее победительницам вручали с 1994 по 2002 год, сейчас она у нас в музее хранится. Много заказов на сувенирную продукцию для корпораций — панно, шкатулки с символикой. Ростовский кремль в связи с 1150-летним юбилеем города сделал большой заказ на сувенирную продукцию. У нас есть свои дизайнеры, весь процесс — от идеи до готовой продукции — на фабрике выполняется, — рассказывает Наталья Конова, проводя нас по фабричным коридорам. В одном цехе обжигают финифть, в другом полируют ювелирные украшения, в третьем делают основу для росписи — белую эмалированную пластину. Финифть как прикладное искусство — элитарно, как производство — вредно. Стеклянная пыль, краски на основе свинца. Девушкам за вредность выдают сок…

- Из-за этих корпоративных заказов нас часто обвиняют — мол, вы традиции теряете, рисуете все подряд. Да, признаемся — мы выполняем все пожелания заказчика. Захотел Газпром вышки нефтяные — нарисовали ему вышки. Но ведь финифть — это не сюжет рисунка. Финифть — это уникальная технология, а ее мы как раз сохраняем. Искусство имеет право развиваться в любом направлении, на то оно и искусство, — философски замечает Наталья.

Русская финифть, судя по количеству сайтов, где можно заказать эмалевые изделия, вполне востребована. Даже серьги с цветочками, цены на которые варьируются от одной до нескольких тысяч рублей, расходятся как горячие пирожки. Хоть фабрика финифти в России одна, мастеров и мастерских в стране великое множество. Кустарей, особенно в Ростове, хоть отбавляй — достаточно прогуляться по торговым рядам у ростовского кремля. Почти все они, правда, бывшие работники фабрики, ушедшие в свободное плавание. От мастерских и тем более кустарей фабрика принципиально отличается высоким качеством и возможностью выполнить сложнейшие эксклюзивные работы.

Своеобразные заказы, выполненные с соблюдением элитной технологии финифти, заставляют задуматься: что сегодня представляет из себя русское прикладное искусство в целом и финифть в частности? То ли дорогой лубок, отвечающий сомнительным вкусам, то ли ремесло, к которому мастера относятся по-фабричному цинично, то ли старинное искусство, которому просто трудно тягаться с современной модой. У Натальи Коновой своя версия:

- Мы стараемся подстраиваться под современные вкусы не только потому, что это коммерчески выгодно. Мы действительно хотим уйти от лубочности, когда изделия прикладного искусства воспринимают как надоевшую сувенирку а ля рюсс. И нам проще, чем, скажем, Жостово — хоть и там уже рисуют на подносах все, кроме цветов. Мы можем вставлять финифть куда угодно, от колец до предметов интерьера. И гонку с модой мы стараемся выиграть, не штампуя «народные» сюжеты, а разрабатывая что-то свое, новое, что можно выполнить в такой эксклюзивной технике, как финифть.

В наши дни с горячей эмалью работают многие ювелирные компании мира: при правильной маркетинговой раскрутке трудоемкая технология в сочетании с драгметаллами приносит баснословные деньги. Но ростовская финифть, то есть художественная роспись по эмали, остается уникальной — аналогичных производств в мире почти не сохранилось. Фабрика в маленьком русском городке как умеет приспосабливается к современным рыночным реалиям. Почему местное производство все еще живо, неожиданно просто объяснила продавщица в магазине при фабрике, куда мы заглянули напоследок — прицениться к изделиям, которые покупают обычные туристы.

- Люди устали от ширпотреба. Они хотят, чтобы вещи, которые они покупают, были сделаны человеческими руками, hand made. Людям нравится, что в сертификате указана фамилия того, кто эту красивую вещь сделал. Ручной труд наконец-то стали ценить. И ценить дорого.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100