Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

По царскому видению

О Екатерининской пустыни нет упоминаний ни в одном из советских путеводителей. Обитель, основанная царем Алексеем Михайловичем, в ХХ веке была одним из самых страшных мест страны.

24 ноября 1658 года царь Алексей Михайлович с приятностью проводил время на даче, то бишь в своем загородном дворце в Коломенском. Одним из дачных развлечений была соколиная охота, на которую царь, возжелав отдохнуть от многочисленных домочадцев, и решил отправиться. С ночевкой. Царь, прозванный Тишайшим, велел седлать вороных и, промчавшись по долине Москвы-реки, всполошив лихим посвистом борисовских рыбаков и напугав ореховских крестьян, обогнув болотистые берега речки Язвенки, оказался наконец в удивительных по красоте местах. Там, на поляне Ермолинской березовой рощи, окруженной густым сосновым бором, царь и раскинул свой шатер, надеясь в полной мере насладиться прелестью походной жизни.

Однако ночью явилась ему во сне святая великомученица Екатерина и поведала, что супруга его, царица Мария Ильинична Милославская, разрешилась от бремени очередной, пятой по счету, царевною. Проснувшись, государь без промедления направил в Москву гонца разузнать обстановку. В Коломенском царский гонец столкнулся с посланником из Москвы, который уже наяву подтвердил добрую весть.

На радостях Алексей Михайлович сорвал с головы шапку, ударил ею оземь и провозгласил: «Да будет на месте этом обитель во имя святой великомученицы Екатерины!». Подданным оставалось лишь, подобрав шапку, отметить колышками указанное место и приступить к строительству монастыря. А новорожденную царевну назвали, конечно, Екатериной.

На строительстве Алексей Михайлович не экономил. Может, потому царевна Екатерина Алексеевна и прожила столь долгую по тем временам жизнь — целых 60 лет.

Уже в 1664 году царь велел заменить деревянные постройки монастыря каменными. Строительство возглавил московский зодчий Иван Кузнечик, прославившийся постройкой собора Покрова Богородицы, что на Измайловском острове, и церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке (пятиглавая церковь, вся в разноцветных изразцах, напротив выхода со станции метро «Полянка»).

Через два года посреди соснового бора поднялись обнесенные каменной оградой палаты, службы и церковь во имя Николая Чудотворца. Впрочем, сегодня вы их не увидите — с середины XVIII века и до конца XIX века монастырь постоянно перестраивали. Старые здания разбирали на кирпич для постройки новых. Так вместо «кузнечиковой» Никольской церкви появился Екатерининский собор, а скромную колоколенку над церковной трапезной заменили надвратной колокольней с церковью Димитрия Ростовского.

Поздней осенью 1997 года я крутился на машине по окраинам Видного в поисках дороги в известную подмосковную усадьбу Суханово. Частные деревянные домики создавали впечатление респектабельного дачного поселка 1930-50-х годов. Глазея по сторонам в поисках нужного направления я, в конце концов, заблудился. Дорога привела к проходной учебного центра ГУВД. Справа от проходной я заметил купола нескольких церквей. Ни в одном из известных мне путеводителей на этом месте ничего не значилось. Я подошел к увенчанным колокольней воротам. «Свято-Екатерининский мужской монастырь. Основан в 1658 г. Воссоздан в 1992 г.»

Приехав домой, я повторил попытку найти хоть какие-нибудь сведения об этой обители. Однако даже в подробнейшем двухтомном каталоге архитектурных памятников Московской области выпуска 1975 года Екатерининская пустынь не упоминается. Скупые сведения начинают появляться лишь в поздних, перестроечных и постперестроечных изданиях. Почему же столь значимый архитектурный и исторический памятник, к тому же связанный с любопытной легендой, был абсолютно проигнорирован советской наукой? Если подумать, ответ лежит на поверхности. Только вот я и представить не мог, что в течение двадцати лет это было одно из самых страшных мест России...

До начала ХХ века монастырь процветал. Храмы постоянно обновлялись, рука жертвователей и дарителей не оскудевала, да и сами монахи, несмотря на строгий устав и аскетизм, хозяйство вели грамотно. На территории монастыря плодоносил густой фруктовый сад, пряча от глаз паломников хозяйственные постройки. Слева от главных ворот был устроен небольшой пруд берегами, выложенными мрамором, и изящной лесенкой к воде.

Близился ноябрь 1908 года. В день св. Екатерины обитель готовилась отпраздновать 250-летие чудесного явления святой великомученицы царю Алексею Михайловичу. Но жуткое событие расстроило все планы.

13 сентября 1908 года настоятель монастыря, игумен Мартирий, отслужив заутреню, как обычно удалился в свою келью. Шло время, но игумен не выходил. Встревоженные монахи открыли дверь кельи и обнаружили, что отец Мартирий убит.

Спустя некоторое время в одном из подмосковных городков произошла перестрелка с участием боевиков-революционеров. Это была отпочковавшаяся от партии эсеров группа экстремистов, занимавшаяся индивидуальным террором и экспроприациями. Один из экстремистов был застрелен. При нем были найдены некоторые документы, исчезнувшие из кельи игумена Мартирия.

Отец Мартирий до своего назначения в 1902 году настоятелем Екатерининской пустыни служил казначеем Николо-Угрешского монастыря. Видимо, боевики полагали, что у бывшего казначея наверняка найдется, чем пополнить партийную кассу…

После революции, в 1918 году, Екатерининский мужской монастырь закрыли. В его здания были переведены монахини Красностокского женского монастыря, ранее располагавшегося под Гродно, на территории, отошедшей по условиям Брестского мира Польше. Официально монахини именовались сельскохозяйственной артелью «Екатерининская пустынь». Им было разрешено в качестве обычного приходского храма использовать для богослужений одну из церквей монастыря.

Инокини пользовались большим уважением местных жителей и, когда власти в 1931 году устроили в монастыре тюрьму для уголовников, многие святые старицы нашли приют в домах жителей Видного.

До 1934 года, несмотря на соседство с тюрьмой, продолжала действовать надвратная церковь Димитрия Ростовского. При ней служили священник и монахиня Вера. Летом 1934 года монахиню обнаружили убитой прямо в храме. На этот раз убийцу быстро нашли. Им оказался бежавший из тюрьмы уголовник, воспользовавшийся сравнительно легким режимом заключения. Монахиня оказалась невольной свидетельницей его побега.

После убийства матушки Веры последнюю действующую церковь Екатерининской пустыни закрыли. Через три года все постройки монастыря и прилегающие к нему территории перешли в ведение НКВД. Здесь была организована следственная спецтюрьма «Сухановка», названная так из-за расположенной поблизости усадьбы Суханово.

Сухановка... Сегодня, к счастью, большинство «посвященных» москвичей ассоциирует это название с усадьбой Волконских, в которой ныне располагается Дом творчества Союза архитекторов. До недавних пор лишь немногие знали, что Сухановка или Спецобъект № 110 является одной из самых жутких тюрем, известной как «Дача пыток».

Вот что пишет про нее А.И. Солженицын в романе «Архипелаг ГУЛАГ»:
«Сухановка — это та страшная тюрьма, которая только есть у МГБ. Ею пугают нашего брата, ее имя выговаривают следователи со зловещим шипением. А кто там был — потом не допросишься: или бессвязный бред несут или нет их в живых...
...Принимаемого арестанта там оглушают стоячим карцером — опять же узким таким, что если стоять ты не в силах, остается висеть на упертых коленях, больше никак. В таком карцере держат и больше суток — чтобы дух твой смирился».

А это свидетельство Евгения Гнедина — выжившего узника Сухановки:
«Иногда подследственных привозили в Суханово ненадолго, только для соответствующей «обработки», как выражались следователи; иной раз заключенному только показывали Суханово, чтобы попугать, и снова увозили в обычную тюрьму. Часто соединяли использование застенка для пыток с дальнейшей строгой изоляцией там же в Суханове, как это случилось со мной. Бывало и так, что привезенных в Суханово заключенных не подвергали «физическому воздействию», а сразу помещали в условия строгого режима на месяц, а то и на год, если не больше».

Кстати, активный создатель Дачи пыток нарком Н. Ежов в 1939 году сам оказался в одной из камер, где провел девять месяцев перед расстрелом.

После смерти Лаврентия Берии тюрьма прекратила свое существование. В течение нескольких лет она была законсервирована, после чего постройки пустыни были переданы в ведение МВД.

Но и спустя годы после закрытия «Сухановка» хранила следы своего «особого» назначения. В 1958 году в Екатерининский собор впервые зашли курсанты Высшей школы МВД. Напротив входа в храм размещалась огромная печь с чугунными дверцами. Возле топки стояли обожженные железные носилки на колёсиках... «Через эту трубу вылетела не одна сотня «контриков»!» — гордо сообщил курсантам сопровождавший их бывший сотрудник «Сухановки»…

В 1992 году началось возрождение монастыря. За последние годы обитель сильно изменилась — церкви отреставрированы, открыт новый храм св. Тихона, патриарха Московского, восстановлены стены и башни, на их шпили водружены золоченые трубящие ангелы.

Постепенно связь монастыря с жуткой «Сухановкой» начинает забываться. Сейчас обитель представляет собой очень благостное место. Побеленные монастырские стены, чистота и порядок, свойственные действующим монастырям, полное отсутствие туристической суеты. Так, наверное, и должна выглядеть настоящая пустынь, небольшой провинциальный монастырь.

Если выйти через задние ворота, что прямо напротив надвратной церкви св. Димитрия Ростовского, взору откроется то, ради чего царь Алексей Михайлович и посещал эти места. Лес корабельных сосен, поросший густым непроходимым малинником, березовые перелески — остатки исторической Ермолинской рощи, и даже многовековой дуб с устроенной у его корней скамеечкой — знаком почитания местных жителей. Среди всей этой красоты становятся незаметны и корпуса учебного центра МВД, и сужающие свое кольцо особняки «новых русских», и незатейливые огороды «русских старых»...

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100