Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Татьяна Метакса: «В год Дракона придется очень много работать»

В ночь с 22 на 23 января наступил год Черного Водяного Дракона. О традициях восточного праздника рассказывает первый замдиректора музея Востока Татьяна Метакса.

В первый день первого лунного месяца — в январе или в феврале, — наступает Новый год по восточному (лунному) календарю. В 2012 году в ночь с 22 на 23 января Кролик, известный также как Заяц, уступил место Дракону. Но нетерпеливые россияне, не дожидаясь правильной даты, загодя обменялись плюшевыми, глиняными и стеклянными дракончиками.

- Изображения драконов, которые мне дарили под Новый год 31 декабря, я пока спрятала. В ночь с 31 декабря на 1 января все стараются угодить Дракону — а угождать-то надо Зайцу, он еще прыгает! — Татьяна Христофоровна Метакса хохочет и вновь становится серьезной. — Мне нравится такой интерес к восточному Новому году. В связи с ним люди, даже никогда не интересовавшиеся Востоком, что-нибудь новое узнают. В интернет залезут, может, фильм какой-нибудь посмотрят. А может, даже придут в Государственный музей Востока! И у нас тут таких драконов увидят!..

На Никитском бульваре, в старинном особняке с колоннами и длинными лестницами, на самом верху за белой дверью «живет» Татьяна Христофоровна Метакса. О ее должности — первый заместитель генерального директора Государственного музея искусств народов Востока — забываешь сразу: так искусно эта женщина с греческим темпераментом и внешностью героини восточной сказки вовлекает собеседника в свой мир, опутывает «паутиной» живых историй.

- Сумасшествие по поводу восточного Нового года началось лет двадцать назад, ты еще маленькая была, — сходу сообщает Татьяна Христофоровна. — В конце восьмидесятых. Тогда-то и начались все эти «а что такое год Петуха, что такое год Тигра»… Музей Востока просто бомбардировали звонками с вопросами — «Что должно быть на столе? Во что одеться? А что принесет будущий год?». Нашего любимого интернета в таких объемах тогда не было. В СМИ о восточном Новом годе очень мало писали. Фактически мы в музее вместе с нашими китаистами и японистами готовили эти ответы.

…Легенда гласит, что Будда однажды призвал всех животных, но лишь двенадцать явились на зов. Будда подарил этим животным, в порядке их появления, по одному году двенадцатилетнего цикла, цикла планеты Юпитер. Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Петух, Собака, Свинья, Крыса, Бык, Тигр. Знаки, известные сегодня как китайский зодиак, на самом деле заимствованы из буддизма.

К каждому из двенадцати животных прилагаются два эпитета — цвет и «элемент»: огонь, вода, металл, дерево или земля.

- В 2012 явится Черный Водяной Дракон. Обратите внимание, что единственное не существующее в реальности существо из перечисленных — это как раз Дракон. Дракон — символ гармонии, символ союза неба и земли. Неба, олицетворяющего мужское начало, и земли — женского начала. Это символ государственной власти. В год Дракона нам придется очень много работать. Дракон любит людей, которые работают, работают и работают.

Внезапно Татьяна Христофоровна перевоплощается из сказительницы в первого заместителя директора музея Востока — легенды легендами, но 28 января открывается новая выставка «Дракон и феникс», которая будет правдиво рассказывать о двух мифических существах из искусства Китая, Японии, Вьетнама, центральной Азии и Ирана. Выставка приурочена к драконьему 2012 году, но если с Драконом все более-менее понятно, то присутствие феникса нуждается в пояснениях.

- Дракон — символ «ян», мощного светлого мужского начала. Феникс — символ «инь». Инь-ян, черное-белое. Белое, конечно же (смеется) — мужское начало, ян, черное — инь. Дракон в Китае символизировал власть императора. А Феникс покровительствовал императрице. В покоях императрицы всегда стояли изображения фениксов, символа женщины. Кстати, интересен тот факт, что на Дальнем Востоке дракон — символ света, власти могущественной и доброй. В русской традиции — Змей Горыныч. Это совершенно другой образ, более близкий к образу тьмы. И даже Царя Тьмы...

Но русский образ тьмы Татьяну Христофоровну явно интересует меньше, и она опять уводит свой рассказ на Восток. Новый год в Китае — это, прежде всего, хлопушки и фейерверки. В год Дракона — обязательное шествие с огромными бумажными драконами, соревнования на «драконовых» лодках. Еще на Дальнем Востоке Новый год обязательно сопровождается тремя растениями. Татьяна Христофоровна бросается на поиски иллюстрации. Иллюстрацией оказывается ваза с тремя ветвями, которая наконец отыскалась среди других кабинетных сокровищ.

- Посмотри, эти три растения называются «три друга холодной зимы». Сосна — символ долгих лет жизни, бамбук — символ стойкости, ветка мэйхуа (цветущей сливы) — символ расцвета, приближающейся весны. Это могут быть букеты, могут быть композиции японской икебаны. Они встречаются везде. А из еды обязательный атрибут новогоднего стола — мандарины. Почему? Да посмотрите на них! Это же символ солнца. Или хурма. Большая, яркая, желтая, тоже очень похожая на солнце. Обязательная лапша, символ долголетия. Пельмени, потому что они похожи на слитки серебра. Что до одежды — никто, по сути, в том же Китае особо не задумывается, какого цвета одежду надевать в этот день. Чаще всего — красное и черное. Красное символизирует расцвет, благополучие. Черное — мощь.

Татьяна Христофоровна уверена, что многие новогодние традиции мы, даже не подозревая, впитали из традиций Востока. «Мандарины, например. А фейерверки? Злых духов на Востоке отпугивали фейерверками!».

- А как принято готовиться к восточному Новому году? Есть какие-то специальные правила?

- Подготовка к Новому году везде похожа. Навести чистоту в доме. Раздать долги. Весь смысл подготовки — общенациональный, даже в какой-то степени общеконфессиональный. Подготовка — это очищение. Себя, пространства. У бурят раньше была интересная традиция. Они радовались, если часов в пять утра в первый день Нового года к ним в жилище входил самый богатый житель деревни. К процветанию. Кстати, тибетский Новый год — очень интересная тема, — загорается Татьяна Христофоровна. — Он будет примерно через месяц после китайского. Чаще всего они совпадают, но в этот раз — где-то через месяц. Это ламаистский Новый год — то есть традиция северной ветви буддизма. Из российских регионов отмечается в Бурятии, Калмыкии, Туве. То есть там, где сильны буддистские традиции. Там этот праздник называется «Белый Месяц». Празднуется долго, мощно. Да и в Москве празднуется — диаспорой. Очень большие собрания людей, концерты, ламы со сцены произносят буддистские молитвы. Горловое пение. Как отмечают другие диаспоры в Москве, пока не могу сказать. Просто не знаю.

- Но самые правильные «восточные» места Москвы наверняка знаете?

- Летом — японский садик в Ботаническом саду. Любимейшее мое место, дышащее востоком. Существует с 1987 года, его помогали обустраивать японские специалисты. Настоящая маленькая Япония в Москве. Там просто приятно прогуляться. Полюбоваться цветущими ирисами, карпами в пруду, послушать кваканье лягушек… Там запускают в небо воздушных змеев, там проводят театральные спектакли, там выставки чудесного искусства бонсай. Проводятся чайные церемонии с участием лучших японских мастеров. Чайные церемонии — моя любимая тема. В музее Востока тоже есть чайные церемонии, но короткие познавательные, а не длинные и углубленные. По пятницам, субботам и воскресеньям. Путь чая — великий путь, об этом написаны прекрасные книги. Например, великолепный востоковед Игнатович, уже ушедший из жизни, и его книга «Путь чая». Входя в чайный домик, отбрасывают все мирское. Все земное. Во время церемонии ведутся беседы, почти всегда связанные каким-то единым сюжетом, единой темой. Например, на чаше для чайной церемонии, которая передавалась из рук в руки, изображены глицинии. И вся беседа ведется вокруг этого изображения. Вообще, в клуб приходят для общения с чаем. Но для этого нужен не только хороший чайный мастер, но и очень большая внутренняя подготовка. Человек должен полностью выбросить из головы суету, чтобы пообщаться с чаем. Ведь чайный мастер перед тем, как начать при вас готовить напиток, дает с чаем познакомиться. Вы вдыхаете его аромат. Вообще, чайная церемония делается для очищения души. Если кто-то захочет себе представить, что такое чайная церемония для самурая, советую посмотреть фильм «Смерть чайного мастера».

- Какие «аутентичные» чайные места, кроме клуба в Музее Востока, вы могли бы с чистым сердцем посоветовать москвичам?

- Хм, — задумывается Татьяна Христофоровна. — Был клуб «Ист» в усадьбе Разумовского, но он закрылся. Я сейчас Броне Виногродскому [Бронислав Виногродский — китаевед, переводчик, писатель] позвоню, узнаю точно.

Татьяна Христофоровна мгновенно набирает номер, внимательно слушает собеседника, кладет трубку и уверенно сообщает: «На Бауманской. И на Лубянке». И продолжает перечислять, как ни в чем не бывало:

- Ну, про восточные ресторанчики не будем говорить. Восточные наряды, если нравится в них щеголять, можно приобрести где угодно. Сейчас на заводе «Флакон» каждый год эти восточные базары проводят. Вообще, Москва уже давно пропиталась восточным духом, во всех видах. Искусство икебаны, искусство чайной церемонии, искусство каллиграфии. Для многих-многих людей это уже не экзотика, а образ жизни. Мы дружим со школой «Сагэцу», с московским отделением этой школы. Самая молодая школа икебаны, хотя ей уже много десятилетий.

- А вас не расстраивает, что в чуждой среде получается не следование, а профанация традиции? Как попытка угодить Дракону 31 декабря, когда он еще не пришел. Или живые подарки-символы года.

- Я не считаю, что переработка традиции — это плохо. Мне кажется, что к таким вещам нужно относиться не легкомысленно, но и без тяжеловесной серьезности. Это же праздник. Карнавал! — добродушно улыбается Татьяна Христофоровна. Но через секунду в ней опять просыпается хитроумный восточный рассказчик, приберегающий «мораль истории» напоследок:

- Как говорил один лама тибетский в начале девяностых, обращаясь к большому собранию людей, «я очень уважаю вас за то, что вы так интересуетесь традицией тибетской, тибетским буддизмом. Но поймите, что бы вы на себя ни надели, тибетцем-то вы никогда не станете».

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100