Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Москва: не едем?

Транспортная система столицы заложена при Иване Грозном, подкорректирована Сталиным, дошлифована Лужковым. Без пробок ее сегодня представить невозможно.

Московские пробки с высоты птичьего полета
Московские пробки с высоты птичьего полета © Фотобанк Лори

Лето кончилось, москвичи вернулись в столицу. В сентябре город «встает» окончательно: километры пробок сжигают подлеченные за отпуск нервы. Почти год прошел с того момента, как был опубликован проект Собянина, дающий надежду, что транспортная проблема хоть как-то, но будет решена. И что? Пробок стало меньше?

Проблемы те же: платные въезды, ДТП, ремонтные работы на главных магистралях и несоединенные участки дорог. В Москве есть такие места, где в соседний район, до которого 300 метров по прямой через пустырь, необходимо проехать 17 километров в объезд.

Перепробег транспорта в Москве достиг 150%, тогда как в других крупных мировых мегаполисах этот показатель держится на уровне 120-130%. Еще одна цифра: по данным МАДИ, Москва из-за дорожных заторов теряет около 40 млрд. рублей в год. Пробки — это помехи в рабочем графике людей, увеличение расхода топлива и аварийности, ущерб экологии — выхлопные газы, производимые автомобилями в пробке, самые вредные. И самое страшное — потеря человеческих жизней. «Скорая» не успевает вовремя доехать до больного. Не помогают ни сирены, ни маяки.

Проще пересесть на метро (которое и так перегружено)? Или все-таки есть шанс на улучшение дорожной ситуации?

Еду как хочу

Столичная манера вождения — первое, что потрясает провинциала, оказавшегося на московских дорогах за рулем.

– Основные принципы езды по-московски: полное игнорирование правил и «рвение» только вперед, — возмущается Мария Морозова (два года столичной водительской практики). — Проще говоря, в Москве ездят по-хамски, как будто нарочно делая все возможное для усугубления и без того критичного трафика. Чего стоит одна манера выезжать на плотно загруженные перекрестки! В США за такое поведение предусмотрены огромные штрафы. А в Москве не выехать на перекресток становится практически невозможно: в лучшем случае тебя коллективно осудят клаксонным воем. В худшем — буквально подтолкнут в задний бампер. Примечательно, что сотрудники ГИБДД в Москве даже не штрафуют за такие «мелочи»!

И когда тут штрафовать, если потоки из десятков машин, упрямо давящих на газ, ежечасно и намертво скрещиваются во всех районах города. Очевидно, что масса дурных столичных водительских привычек активно способствует загруженности городских трасс. Чего стоит одна парковка в три ряда, ставшая нормой.

– А упорное нежелание пользоваться сигналами «поворотников» при перестроении? — продолжает Мария. — В Москве шутят, что на автомобилях бизнес-класса поворотники принципиально не входят в комплектацию. Или «шахматная езда» — когда автомобиль на скорости, превышающей движение потока, перестраивается из ряда в ряд. Крайне аварийное развлечение!

Так же, как и метание по полосам внутри тоннелей. Перечислять можно долго: начиная с того, что в Москве банально не принято уступать дорогу и заканчивая вовсе полукриминальными замашками — обогнать едущий впереди автомобиль и «оттормозить» прямо перед ним, дабы в следующий раз неповадно было ехать в левом ряду на скорости ниже 130 км/ч.

При такой ситуации любое благое административное начинание неминуемо потонет в столичной водительской «культуре». Хамство автолюбителей — одна из причин тянущихся годами дорожных проблем, но далеко не единственная.

Ночная пробка на московском перекрестке. Источник: Фотобанк Лори. Strana.Ru

Ночная пробка на московском перекрестке. Источник: Фотобанк Лори

Плюс-минус светофор

Год назад на сайте столичного правительства был опубликован перечень первоочередных мероприятий по решению транспортных проблем города. Мероприятий много: одних лишь пунктов в документе более 100, и они постоянно дополняются.

В плане проекта оговаривалось создание локального комплекса и интеллектуально-транспортной системы. Что же было сделано за год? Говорит пресс-секретарь департамента транспорта и связи Светлана Новиковская:

– Выделены четыре полосы для приоритетного движения общественного транспорта: на Волоколамском шоссе (еще в 2009 году открыто), на проспекте Андропова (открыто 3 января 2011 года), на Ленинградском и Щелковском шоссе (открыто сравнительно недавно). Что касается установки интеллектуально-транспортной системы — в марте в Щукинском районе поставили светофоры с адаптивным управлением. Благодаря этому, движение улучшилось на 20%. В августе такие светофоры установят в 19 зонах столицы, появятся камеры наблюдения на 3-м транспортном кольце.

Некоторые эксперты полагают, что реализовано порядка 20-30% заявленных мероприятий. Но основные механизмы устранения заторов — высокобюджетные, до них пока руки не дошли. Есть и бюрократические причины: например, светофор можно поставить за 2-4 месяца, но из-за длительных согласований даже принятие решения иногда занимает 2 года (!).

Дорожные парадоксы

Общественные организации тоже пытаются найти решение транспортной проблемы.
«Московский центр по борьбе с пробками» предлагает для начала решить локальные задачи. Специалисты центра с помощью подсказок водителей составили список участков, где заторы стали нормой. Так называемые «дорожные парадоксы»: несоединенные и незаконно перекрытые участки дорог; неиспользуемые путепроводы, мосты, проезды под железнодорожными путями; дороги, за проезд по которым взимается плата; недостроенные и брошенные надземные и подземные переходы, выходы из станций метро, эстакады.

Александр Шумский, руководитель «Московского центра борьбы с пробками» и автор исследования «Дорожные парадоксы»:

– Таких мест в Москве насчитали более 110. На 5-й Магистральной улице сквозное движение невозможно из-за недемонтированных железнодорожных путей, которые давно не используются. Прямой выезд из района Капотня в город Дзержинский под эстакадой закрыт бетонными блоками, поэтому автомобилистам приходится выезжать на МКАД и делать большой крюк. На 87-м км МКАД обнаружена эстакада, завершающаяся тупиком, а на Лесной улице — трамвайные пути, упирающиеся в «стену» дорожных работ по реконструкции площади Белорусского вокзала. Один из двух въездов в город Химки оказался перегорожен шлагбаумом платной стоянки на 10 машин — чтобы проехать в город, многие, дабы не стоять в пробках, платят по 100 рублей предприимчивым парковщикам.

– Для устранения этих нелепиц больших средств не требуется, — считает Шумский. — Иногда достаточно лишь убрать ограждения, открыть перекрытый проезд или проложить 300 метров асфальта. Проблемы пробок они не решат, но помогут существенно улучшить городской трафик.

Если сравнить проект «Дорожные парадоксы» с подобным прошлогодним исследованием аналитического центра «Яндекс. Пробки», то можно заметить, что многие проблемы не решаются в течение нескольких лет.

– «Яндекс» выделил 30 наиболее проблемных точек, ограничивающих движение в столице. На многих крупных трассах существуют «узкие» места, так называемые «бутылочные горлышки», которые ограничивают поток машин на всей магистрали, — комментирует аналитик сервиса «Яндекс.Пробки» Леонид Медников.

Таким местом, например, является пересечение Волгоградского проспекта и Люблинской улицы. В утреннее время это самое сложное «горлышко», уточняется в исследовании «Яндекса». Проект «Дорожные парадоксы»: «на данном пересечении существующая схема движения полностью исчерпала пропускную способность».
Проблема возникает из-за строящегося надземного торгово-сервисного перехода, который, по мнению экспертов, следовало бы ликвидировать.

Лето. Пробка на МКАД. Источник: Фотобанк Лори. Strana.Ru

Лето. Пробка на МКАД. Источник: Фотобанк Лори

Царский подход

– Вся транспортная система Москвы заложена еще при Иване Грозном, подкорректирована Сталиным, последние штрихи добавил бывший градостроитель столицы Юрий Лужков, — говорит Дмитрий Леонтьев, руководитель Межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог». — Изначально дороги прокладывали так, чтобы из Кремля напрямую можно было попасть в область. И из области — в Кремль. Экс-мэр Москвы попытался построить все магистрали по подобию Кутузовского проспекта. Но не учел, что все попадаются в один и тот же капкан: МКАД. Где и сосредоточены основные транспортные заторы.

По мнению Леонтьева, необходимо принимать масштабные меры:
– Во-первых, нужна вторая кольцевая дорога, которая свяжет все районы и разрядит транспортный поток. Во-вторых, ограничить движение. Транспортная ситуация изменится к лучшему, если будет принят ряд законов по созданию платного въезда и платных дорог…

Некоторые из предложений общественный организаций уже были реализованы: например, 1 июля 2011 года был открыт проезд по Лужнецкой набережной; десятки других предложений были признаны целесообразными и теперь отправлены на дальнейшую проработку либо «по инстанциям»… Во всяком случае, Игорь Королев (относительно новый начальник Центра организации дорожного движения Москвы, в должности с апреля 2011 года) обещал все результаты общественных исследований использовать в работе.

Пока же москвичи морально готовятся к тому, чтобы вовремя довезти ребенка до школы и попытаться не опоздать на работу.

Анна Ильина

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100