Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Выставка «…Нас будет трое…»

6 сентября 2012 года в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу откроется выставка «…Нас будет трое…» Казимир Малевич. Николай Суетин. Илья Чашник. Живопись и графика из коллекции Sepherot Foundation.

Фото

В выставочной практике соединение работ К.Малевича (1879–1935), Н.Суетина (1897–1954) и И.Чашника (1902–1929) стало давней традицией, отражающей особенную близость их художественных установок. Этот творческий союз сложился в Витебске: с осени 1919 года К.Малевич начал преподавать в Витебской Народной художественной школе, где учились Н.Суетин и И.Чашник. Притягательность личности и новаторского искусства Малевича, поразительный проповеднический дар позволили ему в короткое время организовать сплоченный коллектив супрематистов, оформившийся в 1920 году в группу Уновис (Утвердители нового искусства); его активными членами и адептами нового направления в искусстве стали Суетин и Чашник. В Витебске они постигали основные законы супрематизма и занимались как станковым, так и оформительским творчеством, став практически ведущими художниками Уновиса.

В 1922 году вслед за Малевичем, принявшим руководство Музеем художественной культуры (МХК), Чашник и Суетин переехали в Петроград. Тесная дружба двух художников продолжалась до смерти Чашника в 1929 году. После переезда из Витебска оба переживали творческую зависимость от Малевича, и одновременно с этим пытались эту зависимость преодолеть, не разрушая теплых отношений с учителем. Суетин и Чашник расписывали фарфор, делали эскизы для мебели и текстиля. В середине 1920-х они создали много проектов, развивающих архитектурную концепцию Малевича. Их работы демонстрируют самые разные грани взаимоотношений учителя и учеников − от безоговорочного следования художественным принципам супрематизма до попыток найти их собственное истолкование.

Коллекция произведений К.Малевича в Sepherot Foundation охватывает почти все периоды его творчества. Самые ранние примеры — два импрессионистических этюда, написанные в Курске, где Малевич провел юность и где начал художественную карьеру. Графическая манера Малевича конца 1900-х годов развивалась в стилистике модерна и символизма. Рисунок «Общество» (1908) примыкает к так называемой «Серии белых» работ на тему городской жизни и светского общества. В «Зимнем пейзаже» (нач.1910-х) чувствуется увлечение эстетикой «Бубнового валета». Здесь К.Малевич использовал арсенал приемов неопримитивизма: нарочитую грубость и экспрессивную манеру рисунка, предельное упрощение.

Летом-осенью 1915 года Малевич создал свои первые супрематические работы и экспонировал их в декабре на «Последней футуристической выставке “0,10”». «Супрематизм. Прямоугольник и круг» (1915) принадлежит к числу ранних супрематических работ, аскетичных по цветовому и композиционному решению.

Логическим продолжением живописного супрематизма стала супрематическая архитектура. Занимаясь конструированием архитектонов (гипсовых моделей объемных супрематических сооружений), К.Малевич считал своей задачей не конкретное градостроительное проектирование, а обоснование нового архитектурного мышления в целом — разработку супрематического ордера. Таких конструкций сохранились единицы; на выставке представлен уникальный экспонат «Супрематическая архитектурная модель. Крест и круг» И.Чашника (1926, гипс, короб из плексигласа).

В конце 1920 — начале 1930-х годов К.Малевич вернулся к фигуративному творчеству, вобравшему в себя художественные и философские принципы супрематической системы. Вслед за учителем над фигуративной живописью начинал работать и Н.Суетин. Ярким акцентом выставки является живописная работа Н.Суетина «Женщина с черной пилой» (1927–1928). «Портрет матери» (1932–1934) К.Малевича хронологически завершает выставку.

Коллекционировать К.Малевича, И.Чашника, Н.Суетина непросто. Большинство холстов и рисунков уже давно находятся в крупнейших музеях мира; надежд на новые открытия, появление ранее неизвестных или считавшихся утраченными произведений практически не осталось. Тем ценнее те немногочисленные работы, которые попадают в поле зрения частных собирателей, складываясь в качественные и содержательные коллекции; их освоение в современной выставочной и научной практике представляется необычайно важным для изучения наследия авангарда.

Фонд Sepherot предоставил для экспонирования в Третьяковской галерее 14 произведений К.Малевича (4 живописных и 10 рисунков), 55 работ И.Чашника (графика и гипсовый рельеф) и 35 — Н.Суетина (из них 1 живопись).

К выставке подготовлен каталог, в котором собраны статьи, посвященные художникам и их творческому союзу, биографические материалы и фотографии. Куратор выставки и автор каталога — Татьяна Горячева (Третьяковская галерея).

Выставка будет сопровождаться обширной культурной и образовательной программой.

Выставка открыта с 6 сентября по 25 ноября 2012 года, сообщает пресс-служба Государственной Третьяковской галереи.

Связанные места

в путеводителе

Текущие события

??????

Популярные события

Rambler's Top100